Непал   2002

Моя ИНДИЯ 


Ольга Звонцова

Это рассказ – выдержки из дневника, написанные в Индии, во время поездки в августе-сентябре 2005 года.  Я ездила одна, целью поездки было обучение в Институте Йоги Б.К.С. Айенгара   в     г. Пуна (он называется RIMYI). Через полтора месяца, в середине сентября, моя семья, это муж и двое детей, приехали ко мне в Пуну, и через пару дней мы отправились в Гоа, где провели около двух недель. Это была моя первая поездка в Индию, поэтому впечатления достаточно яркие, как от самой страны и её обычаев, традиций, людей, музыки, так и от процесса обучения Йоге практически у самого её источника. Поскольку очень многие с искренним интересом спрашивали меня о моих впечатлениях от этой поездки, а в двух словах это только «Понравилось. Поеду еще», я скромно предлагаю вашему вниманию свои записи. Итак,

31 июля 2005.

 Пуна, Индия. 

Я сижу за столом у окна, из которого видно RIMYI. Из окна соседней комнаты видно двор Института и дом, где живут Б.К.С.Айенгар и Гита С.Айенгар. От такой близости мурашки по коже. Вот их двор, дверь, балкон, окна, за окнами – они сами… 

Мать-Индия ласково и нежно приняла меня в свои теплые и влажные ладони (именно теплые и влажные, а не жаркие и мокрые). Здесь хорошо. Я дома, мама. 

Чудеса начались еще до моего отъезда.

 Это встречи с самыми близкими и любимыми друзьями, и две ночи без сна.

Это фирменный поезд «Урал», который подается на первый путь и славится своей пунктуальностью, и который задержали  на 15 минут («как бы потому что я на него опаздывала»).

Это Студия йоги на Старом Арбате в Москве, где мне удалось позаниматься перед отъездом в полном одиночестве и в тишине, в самом центре огромного мегаполиса,  и добрые напутствия Ларисы Михайловны.

Это наводнение в Бомбее именно в этот день, когда я была уже в Москве, погибло много людей, и аэропорт Мумбаи (Бомбей) был закрыт. (Мой маршрут в RIMYI был следующий: Екатеринбург – Москва – Дубаи -  Мумбаи(Бомбей) – Пуна).

«Что же мне, сдавать билеты?» - спрашиваю в московской турфирме «Према».

«Да почему сдавать? Вы же через Дубаи летите, ну поживете пару дней в Дубаи, потом откроют аэропорт.» 

И в самом деле, интересная перспектива. Почему нет?

До Дубаи все было отлично, по расписанию. Я, как всегда, очень радуюсь комфорту и сервису, который предоставляют Emirates Airlines (это не реклама, так и есть!) Там,  в Дубаи,  я чуть не проворонила свой рейс и заскочила в него почти на лету.

До Мумбаи (Бомбея) долетели тоже без приключений, как будто и нет, и не было никакого наводнения.  Но когда мы были уже над Бомбеем, наш самолет  развернулся и полетел обратно! Снова 2,5 часа полета, тот же самый ланч, и приземление в снова в Эмиратах, в Дубаи, потому что приземлиться в Бомбее не было никакой возможности. Хорошая новость была в том, что мы живы, плохая – что мы все еще в  Дубаи.

Через 4 часа ожидания нам подали этот же самолет, мы сели на те же места, подобревшие и сплотившиеся в предчувствие попытки номер два. Вторая попытка оказалась удачной, несмотря на то, что мы летали над Бомбеем больше двух часов, видимо, посадить самолет было действительно сложно.

О, и вправду здесь дождь! Говорят, такой был 100 лет назад. Мокро и тепло, как в бассейне. И сам аэропорт похож на бассейн, только не там, где его кафельно-приятная сторона, а где разные подсобки и капает с труб. Ужасных последствий наводнения я не видела, просто потому, что мы ехали через Бомбей другой дорогой, хотя слышала от очевидцев действительно жуткие вещи. Говорят, наводнение случилось из-за того, что много используется пластиковых пакетов, а они никак не утилизируются, и попадают прямо в канализацию. В результате небывало интенсивных дождей местная речка переполнилась водой, а утекать ей бедной было некуда, потому что все стоки забиты полиэтиленом. Поэтому те индусы, а также белые граждане, кто заботится об окружающей среде, в магазинчики ходят со своими матерчатыми сумками (которые стоят крошечную копеечку), а пластиковыми пакетами не пользуются.  

Ну вот я и в Индии.

Что дальше? Восемь вечера, уже темно, дождь, до Пуны еще 140 км, а дорога частично под водой, и ни один водитель не поехал бы туда в это время ни за какие деньги. Куда я теперь?

Вот тут снова происходит чудо. В нашем новоиспеченном и очень дружественном коллективе пассажиров рейса Дубаи-Бомбей  находятся люди, трое американцев старшего возраста, которые тоже едут в Пуну, правда, не к Айенгару, а к Мехер Бабе (был такой просветленный). Удивительные люди! Они любезно предложили мне присоединиться к их компании, и вот мне уже не так страшно, а наоборот, интересно и очень легко. Их встречает водитель, причем с самого утра, ждал бедняга целый день. Он отвез нас в отель, где мы поужинали и переночевали (ах какое это было для меня счастье – принять душ и вытянуться на кровати, ведь для меня это уже четвертые сутки пути!), а утром отвез в Пуну.  

 В Пуне три раза проехали по Hare Krishna Mandir Road, на которой расположен Институт, пока до нас дошло, что это та самая улица. Названий улиц они не пишут на домах,  как мы.

Вот и Anugraha, прямо рядом с Институтом, 10-этажное здание, где сдают жилье студентам.  

Второй этаж,  меня встречает американец Тодд, и рассказывает мне  как тут все устроено, туда ходи, туда не ходи, в общем, вся жизненно важная информация на чистом американском языке с калифорнийским акцентом. Я сразу оценила важность изучения английского и пожалела, что не была слишком усердной в этой практике.

Покушала растворимое пюре (из России), погрызла сухариков, попила воды из бутылки, купленной в Дубаи. Пока и есть и пить тут страшновато. 

Ну а в целом все очень даже хорошо! Всем спасибо! 

1 августа 2005. 

Первый день в RIMYI. Честно скажу, поволновалась, прежде чем пойти.

Но оказалось все не так страшно. Регистрация, получаю свое расписание занятий. 

Правила такие:

Здесь можно заниматься с Учителем (Гита или Прашант) 6 занятий в неделю по 2 часа, плюс каждый день самостоятельная практика 1,5-2,5 часа.  Плюс можно приходить и смотреть любые классы, записывать, наблюдать, но не заниматься, но за это нужно отдельно заплатить. 

Затем я отправилась на разведку по окрестностям, по рисунку Эмилии, моей соседки по квартире. Нашла Интернет, ксерокс, отель Четак.  Обедали с Эмилией и её дочерями (им по 11 лет) в ресторане Shravan, все чисто, аккуратно, и вкусно. 125Rs за обед «до отвала», это около 3$. 

Потом была самостоятельная практика. Первые полчаса  на весь зал была я одна да еще один дядечка. К концу подтянулись еще 6-7 человек. Не сказать, что прямо все так круто занимаются. Весь зал завешан фотографиями асан в исполнении Гуруджи. Очень вдохновляет.

Вечером – класс у Гиты. Занимаются в зале около 60 человек, Гите помогают 2-4 ассистента, больные занимаются каждый по своей программе, period ladies –по своей. Я сегодня не занималась, поскольку этого класса нет в моем расписании, но записывала, что-то понятно, что-то нет. Видела Прашанта и Гуруджи. Приближаться к нам пока страшновато, но не потому, что они страшные, а потому что дистанция огромная. 

2 августа. 

С 7 до 9 утра класс у Прашанта. Понимаю, казалось, совсем мало, ан нет, несколько обрывков мудрых мыслей все же осели в моей голове. Правда, голова малость перенапряглась от попыток понять больше, чем дано.

Итак, вот они, обрывки. 

  1. «Ваше тело в начале практики - как замороженный продукт. Вы должны его правильно приготовить, для этого нужно правильное время и правильная последовательность»
  2. « Легко комментировать кого-то другого, или что-то, (древние тексты – их может комментировать кто угодно и как угодно). Попробуйте комментировать внутри себя, свои действия. Речь равна уму по свойствам. Когда мы комментируем своё действие, оно становится сконцентрированным! И действие, которое мы комментируем, происходит только в одном месте (например, подтягиваем колено).
  3. Разговаривайте со своим коленом, и пусть оно разговаривает с вами.
  4. Физически действие колен всегда связано с одними и теми же мышцами, костями, связками. Но энергетически – они могут быть разными (здесь имеется в виду 5 пран – прана, самана, апана, вьяна, удана)
  5. Если вы не понимаете.

Часто это людей огорчает: я не успел, не поймал, не смог, все поняли, а я нет…

Но представьте, когда мы видим прекрасную птицу, парящую в небе, мы не огорчаемся  «о, я не умею летать как эта птица! У меня нет шансов догнать её!». Мы просто радуемся полету этой птицы. Так что если вы «не догоняете» (dont follow), то пусть это будет хотя бы развлечением для вас. 

  1. Многие проблемы можно решить, если подойти к ним с позиции игры!
  2. Я как Учитель не буду делать вам комплименты «о, какой хороший ученик! Как он хорошо делает позу!» Это делает друг, или психотерапевт, если вам не хватает позитива, то вы его от них получаете. Моя же задача состоит в том, чтобы пробудить вашу осознанность!
  3. Раджас – карма – делание

Тамас – акарма – неделание

Саттва – викарма – когда делание переходит в неделание и наоборот. 

Самостоятельная практика. Я уселась в наклоны, оказалось – на то место, где обычно занимается Гуруджи. Когда он пришел, меня вежливо попросили выбрать любое другое место.  Гуруджи впечатляет. Очень могучий, почему-то именно это слово. 

На эту практику (с 11 до 13) собирается обычно полный зал народу, потому что Гуруджи в это время не только занимается сам (на что стоит посмотреть и поудивляться), но и комментирует практику других учеников, то есть учит. 

Вот сегодня Гуруджи делал Viparita Dandasana на скамье (вниз головой, соответственно) и видел, как Toдд делал Адхо Мукха Шванасану (Позу собаки лицом вниз). Дальше было так: не выходя их позы, Гуруджи спросил своих ассистентов (тех, кто всегда рядом с ним, занимаются неподалеку) найти ошибку и исправить. Никто не взялся за такую работу. «Todd, come here. Do it again. Nobody see the mistake? OK, I see!” Вышел из позы, дал Тодду пару пинков по тем самым местам, которые не работали должным образом. Все поправки очень точные, тонкие, и с юмором.  Потом Гуруджи вернулся к своей практике, Viparita Dandasana со стулом, продолжая поправлять Тодда. На это посмотреть собрались почти все присутствующие. Бедняга Тодд делал Собаку снова и снова, минут сорок, не меньше, весь мокрый, как из душа. Зато научился, а заодно и все остальные, я в том числе. Good lesson! 

Сперли мой дорогой зонтик. Ну и нечего летать в облаках. Здесь, как везде, нужно заботиться о своих вещах самому. (К концу второго месяца вырабатываются новые привычки, связанные с ключами от шкафа, от комнаты, документами, деньгами и т.д.) 

Поток людей здесь огромен! И Учителю неважно,  кто ты, откуда, какой ты, красивый, некрасивый, нарядный, простой, кривой, хромой, или супер-герой. Все равны, нет исключений. Это немного ошарашивает поначалу, но потом понимаешь, что по-другому здесь невозможно, и это все упрощает. И все становится просто, и от этого легко. 

Наблюдала Терапевтический класс. Даже сказать ничего не могу – no comments. Сплошная каша.   

Говорят, проблема не в знании языка, и я не одна такая, кто мало понимает, особенно у Прашанта. Даже те, для кого английский язык родной, испытывают большие трудности в восприятии! Это нормально. 

3 августа.

О! появились паузы в дожде! Сегодня даже видно солнце!

Прашант: «Плечи - не просто кости, мышцы и т.п., это очень важная часть. You have also your mental shoulders! У вас есть также ментальные плечи. Они поддерживают голову, шею, от  состояния плеч зависит состояние головы, а значит – состояние ума!» 

4 августа. 

На Гуруджи смотрю с любопытством, уважением, и немного страхом. Он просто грандиозный. На Прашанта смотрю, пытаясь безуспешно понять, о чем он говорит. Кажется, около 70% ускользает. Часть из-за языка, часть из-за того, что смысл не ловится. То есть, слова-то вроде все понятны, а что сказал - непонятно. Сегодня он сказал: ”If you follow, that’s OK. If you don’t follow, just forget about it.” Пока у меня на forget приходится больше, чем на ОК. 

Приходят мысли о том, какой замечательный Фаек, как он с нами возится, с каждым, с таким вниманием, и, кажется, пониманием. Практика у него (в Блаконе) занимает больше времени, и физически там, конечно, труднее. Здесь не особо трудно, потому что практика всего 2 часа с Учителем. Из них Прашант говорит минут сорок, так что интенсивности не чувствуется. У Гитаджи более привычный для нас подход, поэтому более понятно – больше на физическом – техническом уровне. На личной практике я тоже себя сильно не напрягаю, больше наблюдаю. Интересно.  

Надо сказать, моя адаптация и акклиматизация проходит вполне успешно, в теплой, дружественной обстановке. 

5 августа. 

Класс для начинающих на 2 этаже.

Там зал поменьше, и занятия ведут не Гита и Прашант, а их ученики. Первый год обучения и второй, имеется в виду в институте. До этих классов допускаются и европейцы, те, кто занимались йогой Айенгара от 2 лет, при условии, что  минимальный курс занятий 2 недели (это по договоренности, а так месяц). Считается, что меньше чем за 2 недели человек мало что поймет, и будет скорее шокирован и в недоумении, чем чему-либо научится. 

«Начальный 2», длится полтора часа. Вела внучка Айенгара, Аби. 

Я отметила, что это  -  реально тот уровень, на котором мы дома занимаемся. Ну, может стоим в позах чуть дольше, ну занятие чуть подлиннее. Зато здесь понятно абсолютно все.  Физический - технический уровень. Учитель здесь только командует, короткие четкие фразы, громко, отчетливо, никакой лирики, никаких лишних подробностей. Такое ощущение, что она (Аби) не знакома ни с кем из занимающихся, ни имен, ни деталей. Такой стиль ведения занятия немного шокирует, и одновременно вызывает большое уважение к учителю, как ни странно. Я смею предположить, что когда Гуруджи вел занятия, он делал это именно так. Тем более что в обычной жизни Аби очень тихая, мягкая девушка. 

6 августа. 

Прашант: «Попробуйте осознать:  когда вы что-либо делаете, что-то происходит,  и это является следствием вашего действия. И наоборот – когда что-то происходит, вы начинаете что-то делать. Так вот, не заботьтесь о том, что происходит, а заботьтесь лишь о том, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ!» 

«Вы все приехали с разными целями, с разным состоянием тела и ума. Вы не должны делать то, что я говорю. Но вы должны использовать то, что я говорю! Учитель может указать вам, что делать, от кончиков пальцев рук до кончиков пальцев ног, но вы не должны этого делать бездумно, а должны найти связь, как работать пальцами рук для пальцев ног, и пальцами ног для пальцев рук. 

      Это - майя, величайшая иллюзия. И у каждого она своя собственная. Мы должны пересечь её,  хоть это и  трудно, потому что ЗА ней начинается божественность»!      Гита: «Мы не должны прерывать связь учитель-ученик. Делитесь щедро полученными   знаниями, не будьте эгоистичны. В зале для всех найдется место. Пусть те, кто здесь уже       давно и те, кто был здесь много раз, помогают тем, кто приехал впервые». 

А для меня закончилась первая «рабочая» неделя. Что сказать, я привыкаю к языку, стилю ведения классов, к людям здесь. Люди замечательные!  И я чувствую себя здесь очень комфортно. На женском классе у Гиты наконец-то для меня случилась настоящая практика! Позы стоя, я так уработалась, просто супер. 

Все-таки удивительные люди эти Айенгары. И очень хорошие люди. Да, правила здесь в Институте суровые, без лишних слов, жестов, улыбок, от этого кажется, что очень сухо и ты здесь чужой и тебе не рады. Но ведь это единственный способ обучить так много людей одновременно. Представьте себе, что через ваш дом ежемесячно проходит  около 80 человек. Они поживут, позанимаются, возьмут кусочек вашего сердца,  а через месяц приедут другие, еще 80, и так 10 месяцев в году. Сколько лет вы выдержите, принимая их, обучая их, излечивая их, помогая и сострадая им? Что от вас останется? А от вашего дома? Можете вы всех знать по именам? Да, но только тех, кто приехал уже раз в десятый, например. Поэтому меня не шокирует обращение ко всем нам “you people” или ко мне “hey, who is there, Russian! What are you doing?” во время класса, если я вправду делаю что-то совсем противоположное тому, что нужно.

Поклонами здесь никого не удивишь, кланяйся, сколько влезет. За Прашантом поток кланяющихся после класса такой, что он вынужден остановиться и подождать, пока все желающие поклонятся. Его очень любят ученики. (Я пока еще не знаю, что, как только начну больше понимать, о чем он говорит, тоже буду относиться к нему с большим почтением.) 

7 августа, воскресенье. 

Сегодня был замечательный день!

Утром понаблюдала детский класс. Очень интересно! Удивляет то, что детей очень много, около 80, и они все дисциплинированно выполняют то, что говорит учитель. Вела Аби, и ей помогал ассистент. Вначале все дети, от 7 до 17, сели, спели слова приветствия Учителю и Патанджали, потом подростки пошли на 2 этаж, а малыши (самым маленьким лет по 5, или просто они такие крошечные размером) остались здесь. За час занятия – ни одного нарушения дисциплины, зато 2-3 раза все дети дружно хохотали, и приходилось их просто успокаивать – следующей асаной. Наши дети далеки от такого послушания учителю. Разница ощутимая. 

А потом была волшебная прогулка по Пуне, немного магазинов экзотики, простой ресторан с индийской едой, с крыши лилась вода, хорошо, что не на наш стол, на улице танцевала и кувыркалась под барабаны девочка лет восьми, зарабатывая так крошечную денежку. 

К вечеру я снова вернулась в Институт, хотя он по воскресеньям после детского класса закрыт, и вернулась я вот зачем. В Институте приветствуется, если студент может оказать посильную помощь, и сделать что-то общественно-полезное. То есть это не было обязательным,  наоборот, мне было очень интересно, принять участие в этом «проекте», который и занял каждое мое воскресенье здесь. Короче, нас собралось четверо «простых смертных» и Стефани, Senior teacher,  которая работает непрерывно в Институте более 11 лет.  

Наша задача была в том, чтобы привести в порядок и систематизировать, разобрать и подписать альбомы с фотографиями Института, Гуруджи, Гиты, Прашанта, их преподавание, терапевтические программы, поездки по Индии и за границу, различные церемонии – великое множество фотографий. Предполагалось их (альбомы) просмотреть и подписать, а также составить краткое описание содержимого каждого альбома, чтоб затем занести этот каталог в компьютер, возможно, потом все эти фотографии будут в цифровой форме. Насколько я знаю, многие Senior учителя здесь выполняют какую-то часть подобной работы, и проводят свое время в библиотеке не только ради собственного удовольствия.  

Так вот, фотографии потрясающие! Моим глазам было открыто много из того, что стало историей. Много ранних фотографий, семейных, детских, как строился Институт,  много по терапии, по практике, фотографии знаменитостей, кто обучался у Айенгаров, альбомы из разных стран, где работают Центры Йоги Айенгара. Я была поражена фотографиями с практикой Гиты. Такое мне и не снилось! Есть фото, где Гита и Гуруджи делают позы вместе, синхронно – я не вижу разницы, один в один, сложнейшие позы. И Гита, и Прашант, и Гуруджи – очень красивые, стройные, молодые, загляденье, да и только. 

Приходит мыслишка: «Куда все делось?», а потом осаживаю себя: «А что со мной будет в 60? А в 87?» 

Сегодня,  наконец,  повстречала хозяина нашей квартиры, Санжива. Мы проговорили с ним больше 2 часов, я рассказала ему о своих приключениях в дороге, а он мне о том, как я оказалась в этой квартире, по почти невероятному стечению обстоятельств. В этой квартире, как везде вокруг Института, комнаты бронируют заранее за 1-2 года! А я позвонила ему неделю назад, как ни в чём ни бывало. И он отказал бы, но уже три человека до меня бронировали эту комнату и все отказались по разным причинам, и в итоге она досталась мне. Он, как и я, верит в то, что случайностей не бывает, и сказал, что я невероятно везучий человек. Поскольку я никогда до приезда в Индию не отличалась особым везением, я подумала, что возможно, просто жизнь налаживается? Вообще, особенно в начале моего пребывания в Индии, действительно было ощущение, что что-то меня поддерживает и помогает, и это что-то проявлялось через  тех людей, которые оказывались рядом. 

9 августа. 

Класс у Прашанта. Понимаю преступно мало, ясно только то, что я в самом начале пути! Оказывается, моя соседка по квартире – Emilia Pagani, Senior Teacher из  Италии, такого же уровня, как Габриэла Джубилряро. Вот как! Так вот, Эмилия сказала на это: «Ну и хорошо, теперь ты знаешь, что это физический уровень  - это ещё не всё, что за физической работой есть что-то большее!» Есть - то оно есть, но что это? И  как до него добраться? 

Вот, например: «Осознайте разницу между йогой и физическими упражнениями. Упражнения не дают нам никаких шансов проникнуть вглубь, что-то понять, осознать. Каково состояние ума во время упражнений? The mad state! Сумасшедшее!» Выходит, я совсем мало знаю о том, что такое йога. Но не может не радовать то, что есть человек, который знает, Прашант! 

И еще: «Не бродите от одного выполняемого пункта к другому! Я вам говорил: работайте с лопатками, а потом  говорю: работайте с областью пупка, но это не значит, что вы должны бросить работу с лопатками и полностью увлечься пупком! Работайте лопатками для пупка!» 

Самостоятельная практика случилась замечательная. Тут же занимается Гуруджи и учит Аби, свою внучку, как выполнять те или другие асаны. Это вызывает большой интерес у всех присутствующих, и многие вместо практики только делают вид, что делают, а сами наблюдают за процессом обучения. И не зря – ведь только так можно чему-то научиться у самого Б.К.С. Айенгара. 

Экскурсия на рынок овощей! Я пока все еще боюсь  что-то покупать тут и кушать, просто поглазела, понюхала. На  вид – потрясающе. Такое разнообразие, красота, изобилие,  много таких же овощей и фруктов, как у нас, но много и таких, которых я ни разу не видела. 

А вечером случился концерт индийской музыки и танца. Очень приятно для слуха и для глаз. Спасибо прекрасной Индии за то, что она показывает мне свои лучшие стороны! 

10 августа. 

Практика у Гитаджи – наклоны вперед, Краунчасана для меня – смертельный номер.

Да ещё Маласана. На самостоятельной практике для усиления эффекта я еще сделала Паривритта Пашимоттанасану и Курмасану. Атас Петрович.

На терапевтическом классе я рисовала «картинки с выставки». Радует то, что я могу хоть что-то выделить из общей массы.

Наслаждаюсь общением с людьми! 

11 августа. 

Прашант: «Ваши ноги должны служить вам – телу, уму, дыханию. И ваше тело, дыхание, ум, должны служить вашим ногам. Но, чтобы служить хорошую службу, они должны хорошо знать друг друга, вы должны знать ваши ноги! Вы должны знать состояние ваших ног – сопротивление, боль, гибкость или её отсутствие, а также цель вашей работы – зачем вы работаете вашими ногами?» 

18 августа. 

Класс пранаямы у Гиты. «Каждый день стучите в одну и ту же дверь! (то есть делайте в одной и той же манере)». Сидя: « поднимайте грудину вверх! Как только вы отвлекаетесь, тело оседает. Пока ваше внимание приковано к грудине, у вас нет посторонних мыслей, и ум спокоен!» 

19 августа. 

Прашант: «Пока у вас нет зеркала, вы не можете контролировать (улучшить) работу мышц лица. Так же и с телом – но зеркало находится внутри вас, отражая ваши привычки». 

«Научитесь читать между строк, не воспринимайте слова (команды) учителя буквально. В паузах есть нечто гораздо большее, чем в словах»! 

«Зачем мы должны заниматься, тренировать себя? Быть здоровыми? Зачем нам быть здоровыми?»  И в самом деле, зачем? Вы спрашивали себя? Он дал ответ : «Чтобы служить Богу».  Ишвара пранидхана. Меня лично этот ответ устроил. Я согласна. 

«Неправильно говорить: я делаю только то, что могу и умею.  То, что я не могу, не умею – я не делаю, и не буду, даже не просите, избавьте меня  от этого. Нет, это неправильно, попробуйте узнать новое действие, попробуйте его понять» (это в Джануширшасане). 

У Гуруджи стопы и ладони – абсолютно ровные, плоские и гладкие, как шелк, равномерно. Чего нет у других людей. Он рассказывал и показывал одной журналистке, и все, конечно, собрались посмотреть и послушать. На стопах – кожа ровная по всей поверхности, кроме свода стопы, он выше. Ладони – плоские и гладкие. Он говорил, что кожа – орган восприятия, и такая ровность свидетельствует о больной чувствительности этого органа.  Он занимается в одних шортах, так что его тело хорошо видно. И я была удивлена, что его кожа как будто светится вся изнутри, очень ровная, гладкая, без изъянов, а ведь ему 87 лет! 

Экстремальная прогулка по Пуне. То ли мы выбрали неправильное время, то ли неправильное место для прогулки, а скорее всего и то и другое, и оказались в жуткой давке посреди улицы в районе Laxmi Road. Я была в том же месте потом еще несколько раз, но такого скопления народа там не было! Узенькие улочки с торговлей цветами для храмовых подношений и разной дешевой ерундой, а между ними ну просто как в автобусе в час пик. Вышли к каким-то храмам, больше похожим на старые сарайки, там народу было поменьше, но смотреть не на что. Вообще как-то в Пуне религиозно-храмовая жизнь  ничем не отличается от будничной, и внешне не бросается в глаза. То есть «святые места» есть на каждом шагу – вот статуйка, вот камушек в оранжевый цвет покрашен, вот за решеточкой какой-то бог,  прямо на улице, но – никакой помпезности вокруг них нет. Ну, сделал свою молитву, подношение или что там у них – и иди дальше, не задерживай.  Более значительные святые места и храмы, видимо, где-то в другом месте.  

21 августа. 

Конец третьей недели – я маленько загрустила. Очень скучаю по родной речи, на английском больше не могу. Голова устала переводить, уши устали вылавливать и разделять поток речи на слова, мозги отказываются что-то воспринимать. Вставляю в уши плеер с любимым БГ, тихонько подвываю и становится полегче. Наслаждаюсь паузами между русскими словами! Ах, спасибо, дорогой Борис Борисович. 

22 августа. 

Abhyasa&Vairagya

Practice&Detachment

How to reach detachment, if you don’t know what attachment is?

How can you know attachment, if you’ve never experienced it?

If you’ve never practiced it?  

THE REASON OF MISERY IS PERSUADING OF PLEASURE.

EXPRESSION OF PLEASURE IS THE END OF ALL MISERY!

Это, пожалуй, главная фраза всей  моей поездки. Жемчужина! 

Изюмительно.    (В смысле изумительный изюм). 

«Нет однозначной техники, одного правила выполнения поз. В Випарита Дандасане на стуле: осознайте, что работа ног для грудной клетки и работа ног для живота – совсем разные вещи! Работа локтей для плеч  и локтей  для таза – разные. Чтобы работать йогически, нужно – ОСОЗНАВАТЬ ЦЕЛЬ ВАШЕЙ РАБОТЫ. Работайте с целью, и работайте с разными целями». 

Да, английский надо улучшать. Надо заниматься всерьез. Не лениться. Оно того стоит. 

27 августа 

Женский класс у Гиты. Пранаяма. Вот и у нее я стала понимать больше.

«Vasana – desires – are always between your thoughts. Желания всегда присутствуют между вашими мыслями. Prana and Vasana are like two husbands (or wives) – вы не можете удовлетворить обоих одновременно, вы следуете только за одним, и ваш выбор – за кем.»

«Мы жадные до праны, жизненной энергии (это еда, дыхание и т.п.), и даже если технические моменты, положение тела, положение плеч неправильное, мы все равно хотим вдыхать глубже, получить больше энергии. Это vasana, желание. Следовать за праной -  значит выполнять позу правильно, выстроить положение тела должным образом. Даже если плечи закрыты, не получается их отводить назад, по крайней мере вы можете не сдаваться, не бросать, а продолжать наполнять их праной.» 

28 августа 

Сегодня снова случился концерт индийской музыки! Некоторые вещи – ну просто потрясающие. Здесь у меня уроки слушания, восприятия, понимания, проникновения, отражения… Попадаю в почти неземное состояние… Медленное, неспешное развитие событий, в точности как развитие индийской мелодии… Кто знает жизнь, тот не торопится… 

29 августа. 

Три события за один день.

1. Я посетила ОШО-ашрам, с целью отправить по почте книги, купленные в RIMYI, заодно купила несколько книг ОШО, в том числе его комментарии к Йога-Сутрам Патанджали. (Как оказалось, очень интересно!). Хорошее место, тихо, зелень, водичка бежит, но мне не захотелось там остаться. Очень похоже на ловушку для денежных мешков, а все мы европейцы (westerners) являемся для индусов таковыми. 

2. Я дала интервью Российскому ТВ (REN-TV), для передачи «Проверено на себе». Разговаривать на русском языке после месяца только английской (немного французской и итальянской, а также марати) речи было интересно, впрочем как и  послушать, что я теперь думаю о йоге и о жизни, и о том, как одно влияет на другое, и какие изменения со мной произошли с тех пор, как я начала заниматься.  На самом деле я сама себе никогда подобных вопросов не задавала, поэтому ответы были неожиданными даже для меня.  

3. Открытие – в Непале есть Айенгар-йога. Можно ехать, друзья! Nepal forever! 

30 августа. 

Прашант: «Describing creates awareness! Описание процесса  тренирует осознанность! Тренируйте органы речи говорить правду. Обычно это не так! Обычно мы говорим о том, чего мы не сделали, и о том, что собираемся сделать. Но на самом деле только то, что происходит сейчас – и есть реальность, правда. То есть нужно описывать именно  ТО, что происходит сейчас.» 

2 сентября. 

Гита в этом месяце не ведет занятий, только терапевтический класс. Многие европейцы,  как оказалось, об этом заранее знали,  и не приехали в сентябре в Пуну ,  поэтому общая численность занимающихся сократилась от 80 до примерно 30-40 человек.  Надо сказать,  на качестве обучения в классах у Прашанта это никак не отразилось. А вместо Гиты все её классы, основной и женский, вели ассистенты, причем на женском классе Гита присутствовала (выполняла свою практику) сама, и иногда этим ассистентам здорово влетало за их недопонимание излагаемого предмета. Практически, учительский класс высшего уровня! Ну и здесь разница в качестве, конечно, очень ощутимая. Гита это Гита, никто её повторить не сможет.

Однажды на таком женском классе присутствовал и сам Гуруджи, и тогда они вместе с Гитой устроили ну прямо-таки учительский семинар! Еще один прекрасный шанс поучиться у самого Мастера. И на самом деле, его поправки и замечания настолько образные и точные, и легкие, что я их помню и использую и сейчас, через полгода после Пуны. 

На второй месяц у меня настрой немного посерьезней, нет уже ахов-охов, впечатлений, потрясений. Есть желание полностью погрузиться в практику, что я и делаю. 

 Уехали мои новые друзья,  в Америку, в Италию, в Испанию, во Францию, в Израиль, оставив здесь со мной часть себя, и я еще пару дней буквально ощущала их присутствие рядом. Да, это был замечательный месяц! Огромная благодарность этим людям за их открытость, общение, совместные приключения, покупки, концерты, обеды-ужины, разговоры, совместную практику. Как могут быть такие встречи случайными? Может, это так кажется, будто каждый  понимает с полуслова то,  что не объяснить и книгой другим людям? 

И еще я поняла – насколько хорошо общаться, настолько же хорошо и просто необходимо молчание! Быть в тишине, быть одному. В этих паузах приходит новое понимание, новые идеи, новое восприятие себя, ситуации, людей, так происходит развитие! Эволюция и инволюция. Вдох и выдох. 

Очень радует то, что моя семья скоро будет здесь. Это мы здорово придумали.  

6 сентября. 

Прашант: «Вы должны быть независимы от Учителя! Я повышаю голос, кричу в классе не для того, чтоб загнать вас в рабство, но для того, чтоб дать вам свободу. Предположим, кто-то из вас не хочет сегодня делать позы стоя. Вы должны научиться преодолевать это состояние, но не делать это только потому, что Учитель вам говорит. Осознавайте ВАШЕ состояние! Будьте самодостаточны. Что бы вы ни  делали – анализируйте!» 

7 сентября. 

Сегодня начало Ганеш – фестиваля, всенародный праздник, и Институт закрыт.

Вчера гуляла в полном одиночестве по Laxmi Road, дошла до её начала, где магазины для европейцев заканчиваются, домики становятся менее нарядными и более старыми, даже старинными, и уже пахнет «настоящей Индией», не светской. Это примерно как в Катманду, когда отходишь от Тамеля чуть в сторону. Интере-е-есно.  

Магазинами я наелась, из развлечений только Интернет да покушать, читаю “Light on Life”, гуляю, смотрю на природу. Ничто не отвлекает меня от меня, полное отсутствие внешних воздействий. 

Приехали две девушки из Москвы, Инна и Ирина, я пригласила их пожить в нашей квартире, поскольку Тодд и Эмилия уехали, и я оставалась в ней одна. Теперь имею возможность разговаривать по-русски! 

Такое чувство, что первый месяц был  - действием, а сейчас – время для понимания. Было всего много, движения, действия, перемещений, практики, и разговоры, поездки, магазины, рестораны, концерты, правда надо сказать, что не было спешки и суматохи, а было спокойное, умиротворенное состояние. Но сейчас – я как будто камень в сухом песке, вот сильный ветер – песок сдуло, а камень остался. Это неплохое ощущение, всё становится как будто ясным, прозрачным. Да, август был наполнен эмоциями и направлен вовне, а сентябрь – я и я, никого вокруг, направление внутрь. В августе меня всему научили, поддерживали всеми способами, направляли, поправляли, а теперь я как будто в свободном плавании (но не в падении, нет!),  и я уже знаю, куда идти, что говорить, что можно кушать и где, что где купить и т.д. и т.п.

Кажется, что это скучно – отсутствие внешних стимулов, но нет, мне не скучно, я воспринимаю это как прекрасный повод начать движение внутрь себя! Задать себе несколько вопросов, например:

Что я делаю именно сейчас?

Почему я это делаю?

Где я это делаю? Как?

Где находится источник действия?

Какова его мотивация?

Какова цель этого действия?

Каково его исполнение?

Ай, Прашант, ай, молодец. Как его вопросы ложатся на обычную жизнь! 

И все-таки главное – практика! Не лениться, сделать – и убедиться в том, что состояние ума и с ним настроение – меняются! После хорошей практики перевернутых поз и прогибов, да еще вкусного обеда жизнь прекрасна и сияет новыми чудесными красками!!! 

9 сентября. 

Официальное открытие Ганеш-фестиваля.

Это значительное событие для города Пуны, а также для всей Индии, и представляете,  мы были там почетными гостями. Видели представителей Российского правительства в Индии и множество VIP-персон, министров и послов разных стран. Такая индийская супертусовка на высшем уровне.

Наше присутствие там, место в первых рядах, а также транспорт были организованы RIMYI.

В рамках этого фестиваля в течение недели на лучших и крупнейших сценах города проходят различные представления, танцы, драма, музыка, и даже соревнование по гребле! Только на эти мероприятия билеты и транспорт мы уже должны были обеспечить себе сами. 

10 сентября 

Прашант: « Expression of pleasure is the end of misery. Выражение удовольствия прекращает все несчастья. Наш ум пребывает в состоянии двойственности, тогда как его естественное состояние – самадхи. Мы должны дисциплинировать наш ум. Это подобно тому, как мы протираем стенки стакана, они становятся прозрачными, тогда через него становится все видно. Возвращая ум в его исходное состояние, мы открываем книгу мудрости. 

Что обычно мы выражаем? О, я снова такой глупый, невнимательный и т.п.

 И в то же время всегда ищем удовольствий.

 Необходимо делать наоборот! Это возвращает наш ум в исходное состояние.» 

Сегодня был потрясающий концерт, в том же зале, где вчера было торжественное открытие Фестиваля. Такого я еще не видела и не слышала. Прекрасная индийская классическая музыка в исполнении лучших музыкантов этой страны! Концерт назывался “Panchatattvas”.

 Панчататтва - это пять великих первоэлементов,  из которых,  как верят индусы, состоит вся  природа – Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир. Различные музыкальные инструменты (барабаны, табла, мандолина, ситар, флейта, и еще что-то вроде бубна, его названия я не знаю) и сама музыка отражали поочередно каждый из пяти элементов, затем их комбинации, затем – комбинацию из всех пяти.

Просто прекрасно! Всем спасибо! 

Надо сказать, что кроме официально-культурной части фестиваля, на которой нам посчастливилось присутствовать, есть еще улично-народная. Это значит, что на 10 дней, с 7 по 17 сентября, вся Пуна украшена красочными тканями и огнями, и буквально на каждом перекрёстке имеется сооружение, похожее на сцену. Эти сцены тоже украшены разными тканями и огнями, а на них  -  механические куклы в человеческий рост, которые имитируют сцены из величайших индийских эпосов (Рамаяны и Махабхараты),  или, на многих из них, изваяния Ганеша в различных вариантах. Днем эти сцены прикрыты занавесом, а вечером загораются огни, играет музыка, начинаются представления. Люди в огромных количествах выходят на улицы, танцуют, ходят с барабанами, поют и пляшут, веселятся,  кто во что горазд. В центральной части Пуны на всех сценах устраивают представления с живыми актерами, снова танец, музыка,  или спектакль. Надо сказать, не каждый белый человек в это время решится оказаться в центре Пуны. Возможно, это и интересно, но я предпочла увидеть это в прямом репортаже по телевизору.  Фестиваль заканчивается грандиозными шествиями – проводами Ганеша. Все изваяния Ганеша, всех размеров, собирают на грузовики и провозят медленно и торжественно по главным улицам, в сопровождении музыкантов и толпы детей. Изваяния делают из глины с песком специально для фестиваля (это как у нас елка на Новый Год, должна быть в каждом доме, так у них эти изваяния). После праздника изваяния  должны быть погружены в воду, где они «растаивают», растворяются, и люди просят,  чтобы Ганеш пришел к ним и на следующий год. Трогательный момент…  Вообще это праздник семейный, в это время принято собирать всю большую семью дома, дети, внуки приезжают к родителям из других городов. Семья в Индии традиционно представляет большую ценность, и человек, имеющий семью, пользуется большим уважением. Вот. 

13 сентября. 

Прашант: «Настоящая йога – не для выставки! Yoga is not for public! Вы смотрите на фотографии асан -  они сделаны для публики, с целью привлечь внимание людей к йоге. Занимаясь йогой, осознавайте СВОЮ цель!»

«Создавайте ваш собственный опыт! Поймите себя! Говорят, мои слова не всем понятны. Но вы приезжаете сюда не затем, чтобы понять меня, а затем, чтобы понять СЕБЯ. Можно долго ходить за Учителем, как малое дитя, заниматься под чутким руководством 10, 20, 30 лет. Но цель Учителя – сделать вас независимыми, самодостаточными».  

17 сентября. 

Прашант: «Вы приходите в кафе, чтоб съесть мороженое. Вы не берете чай или кофе, когда вы хотите мороженое, вы же знаете, чего вы хотите. Не следуйте стандартным инструкциям Учителя и не ожидайте их. Я научу вас, как получить чай или кофе, но что вам от них проку, если вам нужно мороженое?»

«Любой Учитель снаружи может дать только психологический эффект. Состояние chitta, более глубокое, не достигается в классе, так как у всех присутствующих разные цели. Настоящая йога случается, когда вы работаете самостоятельно». 

Вот когда я стала понимать большую часть того, что говорит Прашант, (к середине второго месяца!) я прониклась к нему огромным уважением и благодарностью.

Похоже, его слова заполнили ту пустоту в моем уме, которую невозможно заполнить, занимаясь йогой лишь на физическом уровне. Похоже на то, что с его помощью мне удалось заглянуть туда, дальше, куда никак добраться не удавалось, о чем говорила Эмилия. Причем смысл некоторых его изречений доходит до меня только сейчас, через полгода после Пуны, когда я заглядываю в свои записи с его классов. А сколько мудрости просто пролетело мимо моих ушей? А сколько еще недоступно моему пониманию? Понятно, что возьмешь столько, сколько сможешь унести. Меня радует то количество, которое досталось мне, я знаю, что увожу с собой бесценный груз практики йоги и жизненного опыта.  

На этом, собственно, заканчивается описание моего обучения в RIMYI. 

19 сентября. 

Аэропорт Мумбаи. Не думала, что мне придется так подружиться с этим местом,  все еще чем-то напоминающим мне бассейн. (Может, это ассоциации из детства, когда  выходило так, что приходишь в бассейн заранее, и ждешь, когда все придут, и начнется тренировка?) 

Мне выпало многих провожать, смотреть, как все уезжают, разные люди в разные страны, а самой оставаться. От этого возникает ощущение, что я здесь, в Индии, уже очень-очень долго, гораздо дольше, чем многие другие. Уехали друзья из Лондона, из Лос-Анжелеса пропали незаметно, вот уехал и Гуруджи в супер-поездку в Соединенные Штаты (последние 17 лет он никуда не выезжал из Пуны). Он уехал рано утром, никакой помпезности, никакой свиты, очень скромно, сел в машину и уехал. Прашант проводил его жестом из окна Института, не прерывая ведение класса, и все же очень ясно чувствовалась крепкая связь между отцом и сыном. 

И вот королевство стало пустым без короля…  

Сейчас только я проводила девчонок в Москву, они полетят туда тем же самолетом, на котором стремительно и быстро приближаются сюда мои самые любимые люди – Саша, Ваня, Настя.

Ещё час – и они будут здесь, скоро-скоро я их увижу. Пока еще не верится, но расстояние и время сокращаются и в итоге исчезают, и очень интересно за этим наблюдать. 

А-э-ро-порт….

Еще несколько минут в одиночестве, как будто подвешены в пространстве-времени (как у Стивена Кинга, «Лангольеры», помните?), и вот что-то только что завершилось, и что-то готово уже начаться, но здесь, сейчас, пока нет ни того, ни другого, а есть только потенциальная возможность… 

Я люблю Индию! … 

А, вот и мои прилетели! Иду встречать! 

23 сентября.

Benaulim, Goa, India! 

Я очень рада, что они приехали! Во-первых, давно не виделись. Во-вторых, очень хочу показать и рассказать им, чем я занималась здесь, где я жила и как, и конечно, надеюсь, что мы  все вместе весело проведем время! 

Дети чувствовали себя замечательно. Самое большое впечатление на Ваню (ему 10 лет) произвели моторикши, на которых он был готов кататься хоть целый день, и Палак-Панир (это такая индийская еда). Насте (ей 7 лет) завсегда просто хорошо, оттого что вся семья собралась вместе.

Саше город Пуна не понравился, несмотря на все мои попытки показать все самое лучшее, что там есть. Вот как все зависит от наших ожиданий! Похоже, та картинка, которую он составил по моим описаниям (по телефону и электронной почте), была далека от той, которая предстала перед его глазами. Да, Пуна грязный город, и воздух в Пуне действительно ужасный, будьте к этому готовы, дорогие путешественники! (Правда, тот район, где находится RIMYI, относительно всего города очень даже неплохой, особенно если гулять по тихим улочкам). Но Ваня приехал с сильным кашлем, и воздух Пуны был ему явно не на пользу. Так что пришлось нам ретироваться в Гоа в срочном порядке, на сутки раньше, чем планировалось. 

Автобус до Гоа идет 12 часов, ночь. Автобус с кондиционером,  плюс видео, (высший класс!) оказался серьезным испытанием для Саши. Что касается детей, они мирно спали, потому что устали за день, меня же индийское кино с непомерно громким звуком и постоянным заеданием не беспокоило – это же часть моей любимой Индии! Я тоже дремала, а вот Саша полночи гипнотизировал автобус, чтоб это видео прекратилось, и по ходу этого посмотрел 2 индийских фильма целиком. 

Гоа встретил нас проливным дождем. То есть дождь стоял стеной беспросветно, так, что под ним за 5 минут промокаешь до нитки независимо от наличия зонта. Куда ехать, мы не знали, и по карте выбрали примерно посередине штата, чтоб не сильно далеко добираться от крупной станции.

И вот конечная автобуса, Маргао, это такая здоровенная поляна с лужами, и небо падает на землю в виде огромного количества воды.

Может, сразу обратно в Пуну? Но нет, садимся в такси. 

Поиск отеля практически наудачу закончился тем, что такси сломалось возле одного из них, и мы просто остались там. Этим отелем оказался Palm Grove Cottages, а деревня называется Бенолим. Чудесное место, тихо и прекрасно, растительность прямо как в джунглях. Но дождь стоит стеной, и лужи на всей территории отеля до щиколотки, здесь вода почему-то тоже не утекает, хотя это место совсем не похоже на Бомбей.

 Комнатка миленькая, но маленькая, мы развесили сушить все возможные вещи, (потому что мокрым было абсолютно все!) Понятно, что бесполезно, только наивная надежда на то, что  чуть-чуть подсохнет. Все очень мокро и тесно. Зато в ванной у нас сидел маленький варанчик, чем привел детей в полный восторг, и они добрых полтора часа поливали его водой и гоняли по ванной, потом по балкону. Такой же варанчик ползал ночью по потолку. А еще  там не было электричества, ну дождь ведь идет, все провода намокли, вот и электричества нет. Индия! 

До моря 20 минут пешком. На другой день, чуть дождь стал стихать,  мы сразу двинули туда! Но едва мы дошли до моря, как скорость падения воды с неба на землю снова увеличилась, и  мы вымокли так, как ни разу в жизни еще не доводилось… 

Песок, море, волны, пляж прекрасный, все чудесно, но ветер,  и жуткий дождь! 

Когда у нас обратный самолет? Через десять дней? Может, поедем обратно в Пуну? А может, еще куда-нибудь можно отсюда уехать? Конечно, мы продумывали пути к спасению нашего совместного отдыха! 

Хорошая новость была в том, что по дороге мы нашли замечательное место для жизни, и на другой день переехали сюда. Royal Goan Beach Club, так называется это место. Все-таки после всех моих индийских приключений оказаться в пятизвездочном отеле было чрезвычайно приятно, и я подумала, что я пока не готова даже ради духовных поисков отказаться от  благ цивилизации.  

И вот снова жизнь нам нравится, и даже очень. Искупались под дождем в бассейне, замерзли, поужинали в ресторане радом с бассейном. Пока есть ощущение, что на весь отель только мы да пара пожилых индусов, и как бы все это великолепие только в нашем распоряжении. 

На другой день погода пошла на поправку, и мы сходили еще раз на море, почти без ветра и дождя.

Здравствуй, Гоа! 

24 сентября 

А сегодня – ну просто праздник какой-то! СОЛНЦЕ! 

Всего лишь позавчера это казалось абсолютно невозможным, а вот и на тебе. 

Ах, какой здесь пляж. Никогда не видела ничего подобного.

Ах, как расцветает красками вся здешняя дивная природа.

От полной беспросветности – к абсолютному счастью – вот что такое Гоа.

Все самые лучшие слова, когда-либо сказанные про Гоа – чистая правда.  

2 октября

Аэропорт Мумбаи! 

Да, Гоа – это прекрасно.

Бенолим -  замечательное место, объездив все, мы в этом только утвердились. Ни с чем не сравнимый пляж, чистейший песок, ракушки, морские звезды, маленькие и большие крабики, рыба и рыбаки с их своеобразным способом рыбачить, и никого народу, то есть совсем никого. Мы и море.

На один день мы брали байк (это типа мотоцикла), и катались на нем все вчетвером (у меня водить не получается). Заехали случайно в какой-то удаленный от всей жизни отель, очень дорогой. В качестве рекламы  там разрешается любому человеку провести на его территории некоторое время, осмотреть отель, покушать в ресторане. Мы провели там полдня, и вот где пляж – 100% никого, ни души, насколько хватает глаз. Мы насладились в полной мере тишиной и одиночеством, какой-то первозданностью, что кажется вообще нереальным в нашей жизни. Удивительно, что  в таком прекрасном месте нет никого кроме нас… 

Здесь уместны все ассоциации с раем на Земле… 

На один день мы взяли такси с тем, чтобы осмотреть достопримечательности, и проехали почти по всем интересным местам. После осмотра убедились, что Бенолим нам подходит как нельзя лучше, и остальные дни провели лениво и расслабленно, но отнюдь не скучно, потому что даже локальные прогулки по окрестностям, а также сансеты (закаты по-нашему) здесь так умиротворяющее - прекрасны, что нет для  их описания никаких слов. Тишина, спокойствие, благоденствие…

Что там делать, в Гоа?

Ничего ДЕЛАТЬ не нужно, кроме как научиться  ничего НЕ ДЕЛАТЬ.

Как говорил Прашант, когда делание переходит в не-делание и наоборот, возникает САТТВА, чистый свет! Так случается инволюция, пратьяхара, путешествие внутрь себя… 

Но все кончается, пора ехать домой.

И на обратном пути не обошлось без приключений.

Мы не поехали на автобусе в Бомбей, а полетели на самолете. И это было правильно.

Совет: если вы едете в Гоа, летите самолетом сразу до места, без пересадки в Бомбее.

И второе. Оказалось, в Бомбее трудно поменять валюту! Обменных пунктов в том месте, где мы оказались, просто нет. Меняйте немного денег в аэропорту, особенно если нет кредитной карты! Ни в Пуне, ни в Гоа с этим проблем не было. В Пуне меняли деньги прямо в Институте, в Гоа обменять доллары на рупии  можно на каждом шагу. Нет проблем и с кредитной картой, что в Пуне, что в Бомбее, банкоматы работают исправно и встречаются довольно часто, а  в Гоа мы пользовались наличными. 

В Бомбее предполагалось провести остаток дня и ночь, чтобы утром Саша с детьми улетел в Москву. Мой самолет был еще через сутки, так получилось, что мы летели разными авиакомпаниями.

Где остановиться в Бомбее?  Одна добрая индуска, Зарин, которая занимается у Прашанта, сказала мне, что её сын живет в Бомбее, более того, у него свой йога-центр,  и что прямо над йога - центром, в том же доме, сдаются комнаты для тех, кто там занимается. Ура! Чем жить в отеле, решили быть ближе к йоге. Я взяла у нее адрес, моя новая израильская подруга Шаи собиралась тоже туда приехать, и мы договорились о том, чтоб снять там комнату.

Очень опрометчиво, если не сказать глупо, решили, так же как и не поменять денег в аэропорту. 

В Mumbai Local Airport, где мы приземлились из Гоа, чудеса закончились,  и после этого нашим глазам была представлена другая реальность Индии, видимо для того, чтоб картинка получилась не такой сладкой.  

Для начала за такси пришлось отдать неприличные просто деньги, и торг был неуместен. Это такси потом везло нас через те неприглядные районы Индии, о которых принято молчать и их не замечать. Более того, мы оказались в пробке посреди одного из них, и имели все шансы в полной мере насладиться зрелищем со звуками и запахами этой стороны Индийской жизни. Мало приятного было это видеть, и так же мало описывать. Затем оказалось, что,  то место, куда мы направлялись, расположено совсем  рядом с этим районом! Место, где европейцами  (не - индусов имею в виду) не пахнет за 100 км.  

Стоят на перекрестке 4 индуистских храма, все разукрашенные в разные цвета, яркие, нарядные, а вокруг - цветочный рынок, где продают цветы для подношений для этих храмов. Место экзотическое, и приехать сюда на 10-15-минутную экскурсию было бы чудесно! Но представьте, в одном из храмов, точнее над одним из них, на 5 этаже и была наша комната. Над храмом сделали надстройку, и в ней и был расположен этот самый йога-центр, а также типа общежития для тех, кто приезжает в эти храмы помолиться. Вот такие чудеса.  

Это было бы все замечательно, я люблю храмы, и окунуться в такую настоящую, не приукрашенную индийскую жизнь, кажется, было бы интересным приключением. Но в тот момент почему-то так не казалось. А казалось – попали.  

Вместе с детьми, с кучей вещей, стоять на перекрестке между четырьмя храмами, где на ближайшие несколько километров вокруг нет белых людей, да еще после расслабленных и солнечных впечатлений от Гоа – это как оказаться вдруг на Марсе.  

Осмотрев и заняв нашу комнату, мы заглянули в кошелек и обнаружили, что рупии у нас закончились, а нам надо заплатить за комнату и за такси до аэропорта.

Но нас это не смущало, по крайней мере, до тех пор, пока мы не поняли, что обменных пунктов валюты здесь просто нет, а есть только банкоматы, но на нашей кредитной карте было пусто. 

Плюс была суббота вечер, в банках короткий день, а воскресенье выходной.

Мы честно прошагали много улиц в поисках акул и воротил финансового рынка Индии, то бишь банков, которые могли нам помочь. В офисе последнего из них нам сказали, что ну не меняют они доллары на рупии и все тут, хоть ты тресни. Зато предложили съездить в местный аэропорт, потому что там обменный пункт точно работает круглосуточно. Причем это можно сделать, если нет денег на такси, совсем недорого, воспользовавшись местным автобусом или электричкой. 

Ха - Ха. Вспоминая нашу дорогу от этого аэропорта сюда, нет, даже за деньги, я бы не поехала. 

И вот уже стемнело, мы с детьми без денег даже на сегодняшний ужин, далеко даже от этой площади с храмами, и без понятия как на нее выйти, усталые и голодные. И вот они доллары, да никому здесь они не нужны, это не Гоа. Здесь просто подойти к любому продавцу в магазине и попросить поменять деньги – это все равно как пробовать это сделать в Екатеринбурге, в ответ почти крутят пальцем у виска. Извините, мадам, мы не можем вам помочь. 

 Как вам эта ситуация? Интересно, правда? 

И как мы были благодарны в итоге тому продавцу в магазине товаров для американского футбола (вот скажите, кто у него покупатели в этом чертовом месте?), когда он поменял-таки нам наши 100 долларов с большой выгодой для себя, и с большим убытком для нас. Ну да бог с ним, мы отправились купить что-нибудь покушать. 

Как ни странно, знакомые европейские этикетки на продуктах и воде, и за фрукты просят в 2-3 раза больше чем они стоят на Гоа. Это  наводит на мысль, что европейцы здесь все же бывают, но их рассматривают только как денежные мешки. 

Ну, вот и наша комната, менее чем скромно, но по крайней мере здесь есть душ с горячей водой, туалет, одна кровать на всех, и чистое белье. Печенье, водичка, фрукты, все замечательно. А вот те сладости местного производства, которые выглядели и назывались в точности как те, что я так любила в Пуне, здесь абсолютно несъедобны.  

Для  Саши и детей  путешествие в Индию на этом почти заканчивалось, они помылись в душе, и все вповалку сладко спали.  Мне же предстояло провести здесь еще сутки, и как-то мне не спалось. Я надеялась (наивная), что проведу этот день в прекрасном городе Бомбее, съезжу на экскурсию, посмотрю город, позанимаюсь йогой, и буду при этом не одна, а вместе с новой подругой Шаи.  

Но моя новая подруга не нашла нас здесь, пока мы гуляли по окрестностям в поисках пункта обмена валюты, и не стала останавливаться в этом месте, а уехала к знакомым на противоположный конец города, о чем я узнала, позвонив ей по телефону. Йога-центр, где я надеялась позаниматься, по воскресеньям закрыт, а заниматься йогой в этой комнате меня как-то не вдохновляло. И вот, мне предстояло прожить здесь еще один день совершенно одной, без перспективы даже позаниматься.  

Мне не было страшно,  а было спокойно в том смысле, что специально мне никто вреда не причинит, не нападет, не обидит, и все-таки здесь храм. Но ощущение себя полностью чужой и чуждой здесь, как торчащая заноза, заставило меня уехать из Матунги вместе с моей семьей в аэропорт в надежде поменять билет и улететь вместе с ними.

(«Я понимаю тебя, Садко, но мое чувство юмора рекомендует мне всплыть» - снова БГ!)

Однако номер с обменом билетов здесь не проходит, и вот я своих проводила, и вот у меня еще сутки здесь, в аэропорту Мумбаи. 

Через 12 часов.

Да, наблюдаю интересное ощущение – вне времени и между пространствами.

 Полный detachment!

 На самом деле - я уже не в Индии, хотя физически еще нахожусь в ней, но я еще далеко не в России, там я буду еще через сутки, а через 12 часов мой самолет в Дубаи.

Я думаю, что насытилась Индией, достаточно, больше не хочу. Пока.  

Через 20 часов.

И зачем вся беготня…

Сутки – 24 часа – огромное количество времени! И как в обычной жизни это время пролетает совершенно неосознанно и мгновенно. Сутки за сутками – неделя – месяц – лето – осень – зима – год – вот уже Настя в школу пошла - …  

Куда бежим? 

Я сижу здесь, сейчас в аэропорту, а не где-то в гостинице или в другом месте, не потому, что нет возможности, и не потому, что мне тут нравится, а потому что – contentment, есть удовлетворенность и покой, и больше ничего не нужно.

Ничего не нужно.

There is nothing to add. Нечего добавить.

(Совершенство уже присутствует) 

Не нужно ничего покупать

Никуда идти

Торопиться

Успеть

Не нужно никого опекать

Контролировать

И даже заботиться

И не с кем поговорить 

И вроде должно быть скучно

но нет, не скучно – просто странно немного 

Прошлое не вспоминается, не тревожит, нет желания что-то переосмыслить или доделать.

Нет желания никому писать, или звонить, хотя вот он Интернет, вот телефон. 

Будущее тоже не волнует, как я буду что преподавать, снова все заботы  о детях, делать дома ремонт… 

И то, и это одинаково далеко, я ни в прошлом, ни в будущем, ни дома, ни в Индии, нигде.

Подвешенное состояние, как посередине бассейна, ни на дне, ни на поверхности.

Я убиваю время? Время убивает меня? Что происходит именно сейчас?

Окружающие меня люди похожи на привидения, кажется, махни рукой -  и они растают.

Не тревожат. Духи. 

Никто никого не тревожит. 

Да, интересное место аэропорт. 

Вставляю в уши плеер с Индийской музыкой и растворяюсь,

меня нет.


MAFIA's Top100 TopList SpyLOG   Rated by 

GURU

На главную страницу