Непал   2002

Игорь Борисов: Непал с 25.11.02 по 2.12.02г.

(курсивом обозначены заметки)

Я – Игорь, жена моя – Настя. Мы решили на 2 недели съездить в Непал. Конкретных целей себе не ставили, просто хотелось посмотреть на страну.

18 ноября мы поздно вечером прилетели в Дели. Индия была для нас транзитной страной, но у нас были индийские визы и забронирован отель, т.к. самолет до Катманду вылетал через сутки. Вышли из самолета, прошли паспортный контроль.

Подходим к обменнику в аэропорту Настя сдает им 100$ и простит обменять 50. Потом отвлекается и говорит что б я забрал деньги…. А потом в отеле мы оба вспоминали кто что думал и кому не отдали 50$. Вообщем, это для таких стран как Индия и Непал стандартное кидалово, которое надо знать. Вы отдаете деньги, покупая, меняя не важно, и вам начинают заговаривать зубы, типа: «Вы откуда?», «Из России?», «О! Россия – супер страна!»… И сдача как-то забывается.

И 2-й прикол: везде надо брать билеты, т.к. на обратном пути могут попросить заплатить ещё один раз.

Выходим из аэропорта в Дели, дальше немая сцена, представьте себе боксерский ринг и посередине стоим мы, а вокруг куча народу стоят в три ряда… и просто гробовая тишина. Нет привычных возгласов: «Такси ребята берем… такси…, кому такси?…». Взяли машину в prepay такси. Нам попался в меру разговорчивый водитель, предложил нам экскурсию по городу на следующий день за 600 рупий (1$ = 48 инд. рупий) и при условии, что он нас довезет до аэропорта. Водитель по имени Сабаш (тел. Его в Дели могу дать, и рекомендую его как правильного индуса) мне чем-то напоминал хорошего грузина. Он нам покупал воду, менял деньги, ждал и встречал нас везде. Вообще надежный мужик, никогда не опаздывал. Мы решились на экскурсию, но смотреть особо нечего, везде довольно грязно. Если выходишь из машины, тут же начинается беготня вокруг с предложениями или просто денег просят. Покупали только сувениры и то в специальных лавках для иностранцев. Приезжаем вечером в аэропорт и там выясняется, что рейса-то в Катманду нашего нет, что его отменили уже давно. Представители компания Royal Nepal Airline пытались внушить, что наша тур агентство должно было предупредить. Но в итоге они переделали билеты на следующий день на 1-00 ночи (т.е. даже через день) и поселили нас бесплатно в 4* отель.

Что бы не терять день, мы позвонили Сабашу и договорились, что на завтра едим смотреть Тадж-Махал. Это 220км от Дели. Сошлись на 65$ туда обратно. Выехали в 7-00 утра, доехали только к 14-00. Купили билеты они для иностранцев по 770 рупий. Территория, где стоит Тадж-Махал, большая, и пока мы дошли до выдающегося дворца, нас доставали с предложениями отнять у нас денег и просто. Настя блондинка это явно дразнит всех индусов, они начинают свистеть и улюлюкать. Меня все это стало напрягать и хотелось оттуда уехать. Тадж-Махал – это конечно небесный дворец, построен из белого мрамора и камней. Внутри стоят 2 надгробия: её и его. Позади дворца течет пересохшая река.

Подъезда на машине к Тадж-Махалу нет, там 500м. надо либо идти пешком, или ехать на электромобиле. Сабаш сказал, что ни в коем случае не садиться на другие виды транспорта, кроме электромобиля, и ничего там не покупать и не есть. В газетах была статья как пропали 2 японца. Нашлись через 2 дня без денег. Пострадавшие ничего не помнят, скорее всего, их чем-то угостили. Мы всего один раз ездили на велорикши, и он нам предложил какую-то фигню типа марочки.

Вернулись из Тадж-Махала в 22-00, нас Сабаш повез к себе в гости. Мы познакомились с его многочисленной семьей, попили чай. Приезжаем в аэропорт, а там наш рейс откладывается до 6-00 утра. Мы оставили наш багаж у непальских «пунктуальных» линий и поехали в отель рядом с аэропортом. В 4-00 утра были в аэропорту и таки вылетели в 6-00 в Катманду.

В Катманду прилетели в 8-00 утра. Оплатили визы, кстати, желательно иметь фотографию с собой. Нашли 2 приемлемых и славных отеля в Тамеле это «Пилигрим» (очень уютное и не дорогое место, 15$ за двухместный номер) и «Central Point» (типа 3* отеля номер стоит 20$, менее романтичный отель). Роуминга для наших телефонов здесь нет, зато есть много Интернет-салонов. Я всегда думал, что Катманду – это такая тихая деревенька, с одухотворенными жителями и волшебными пейзажами. Но это только мечты.

В первый день мы отсыпались от всех переездов, очухались к вечеру и пошли в туристическое агентство под названием «HIMALAYAN GLACIER TREKKING».

Там к нам пришел непалец Devi Pandey похожий на Эдди Мерфи и стал заливать как все круто, и как много денег он от нас хочет. Слава Богу, что мы не отдали ему денег, а договорились на следующий день на экскурсию по городу. На другой день он опоздал на 15 минут на встречу и даже не извинился, и мы пошли опять в его офис. Там он стал просить предоплату, мы ему заплатили 100$ и сказали, что остальное вечером. Ещё прождали 1 час машину и нашего гида, который говорил на ломаном английском. С ним посмотрели Monkey Temple (это место с видом на Катманду), Swayambhunath Stupa (самая большая в мире ступа) and Pashupatinath (много храмов и диких обезьян, а вообще это место где сжигают трупы и сбрасывают их в реку). Вечером пришли к нашему Devi Pandey и говорим, что типа все не нравиться и не хотим с тобой работать. Он говорит - не отдам вам предоплату, и что экскурсия по городу стоила нам 100$. Вообще очень хитрый и неприятный тип, а по началу выглядел одуванчиком. Так и не отдал, собака денег. И с этого дня мы решили смотреть все сами. DEVI PANDEY – большая не пунктуальная гадина, не ходите к нему.

Заехали в российское консульство. Мы попросили их нам рассказать, где можно ходить, где нет, что стоит смотреть по стране. Ребята в нашем посольстве сидят хорошие, все показали на карте и объяснили. Посоветовали никуда не выезжать за пределы долины Катманду, т.к. коммунисты могут отобрать деньги и на западе есть районы, куда королевские войска даже не суются. Все это влияние коммунистического Китая. Непальцы по внешнему виду полу индусы, а полу китайцы. Конечно, консул ничего категорически не запрещал, просто советовал. Подарили мы им бутылку водки и сказали спасибо. А они сняли копию наших паспортов и пожелали удачи.

Дальше я просто перечислю те места, где мы были с их кратким описанием:

Полет на самолете к вершинам Гималай.

На 14-и местном самолете, полет занимает 1 час. Подлетаем к вершинам, все фотографируем и конечно летим обратно.

BHAKTAPUR

Город в долине Катманду. Славится своим гончарным мастерством. В городе есть гончарная площадь,  красивые теплы. Очень много резьбы по дереву. На старых зданиях деревянный узор показывает различные позы из Камасутры. Недалеко от города (5 км. в сторону) стоит старый Темпл не помню какого века, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Билетная касса внизу, сам храм наверху. В кассе, когда я заплатил за билеты, меня спросили: «Нужны ли мне билеты?». На верху их проверили.

SUNDARIJAL

Час пешком в гору и пещера где молился кто-то из святых. Пещера, похожа скорее на полку с нависшей скалой, внизу мощный водопад. Место красивое.

NAGARKOT

Сюда нужно приезжать вечером и селиться в отеле «View Point». Очень красивый вид на Гималаи. Вечером виден закат, а с утра можно видеть, как солнце встает из-за гор. Все происходит за секунды. Мы даже не успели сбегать за фотоаппаратом. Из NAGARKOT мы пешком прошли в BHAKTAPUR дорога не очень, много деревень где за нами бегали стаи нищих детей с требованием денег. Некоторые даже брались за руки и перегораживали нам дорогу.

GODOVARI

Здесь нам сказали, что можно подняться на гору «flower hill» и ещё там есть ботанический сад. Но когда мы приехали, оказалось что путь на гору закрыт королевской армией, а отелей тут нет. В итоге нашли мы там отель. Он всего один и все 5*. Стоит дорого, но поторговавшись, мы вселились. Весь день читали, рисовали и играли в теннис.

CHOBARHATIBANPHARPING

Это смотрится за один день.

CHOBAR – это разлом, где через который стекло озеро из Катманду. По приданию на месте столицы Непала было огромное озеро.

HATIBAN – место где по праздникам приносят в жертву животных. Там нужно тоже подняться метров на 100 в горку. Здесь же по дороге, мы посмотрели Темпл и там же есть пещера.

PHARPING – монастырь и две пещеры, где молился Будда. Можно залезть на холм, от туда красивый вид. Все увешено флажками с молитвами. Когда ветер дует на флажки, то написанные на них мантры возносятся к небесам.

PATAN

Город внутри Катманду. Здесь есть площадь с Темплами, музей, Golden Temple Ганеша. В Golden Temple очень много крыс. Они там не только по земле бегают, но они и ползают сверху по крыше, по трубам и водостокам.

Ресторан YAK

Находится в Тамеле, ничего из себя по внешнему виду не представляет, столовка-столовкой. Там нужно попробовать «Tungba» или Тумба. Приносят побродившие зерна. Их надо золить кипятком. Напиток по вкусу среднее между пивом и молодым вином. Пьется из литровой кружки через бамбуковую трубочку, чем-то похоже на Мате. Дело в том, что нигде в Катманду мы в приличных ресторанах такой экзотики не встречали. На закуску можно заказать «Chicken bated massala».

КУХАРИ

Это национальные непальские ножи. Покупать их лучше в фирменных магазинах (т.е. где только ножи и продают) с фиксированной ценной. За 15$ можно купить хороший тесак. За 2$ маленький сувенирный ножечек. Большие ножи могут отобрать на российской таможне, но рискнуть стоит за 10$. Мы провезли 3 ножа, один из них был не большой, но за холодной оружие вполне сходил.

Б.Г.

Можно встретить в самолете, мы вот летели обратно с Б.Г. из Дели. Сидел рядом с нами. Взяли у него автограф на непальской визе в паспорте. Одет был совсем не приметно, все время читал книжку. Ждем багаж, тут к Б.Г. подходит абстрактный мужик: «Ну что типа ещё не выдавали?», Б.Г. пожал плечами.

Советы:

1.      Взять из Москвы много мелких сувениров о России, типа открыток. Народ это любит. У нас многие спрашивали, когда узнавали, что мы из России.

2.      Не есть ничего, что предлагают велорикши.

3.      Не пить воду из под крана.

4.      Взять побольше мелких долларов.

5.      Как-то продумать перелет из Москвы в Катманду, т.к. непальские авиалинии очень любят все задерживать и откладывать. Может, имеет смысл взять индийскую визу, если есть деньги.

6.      Если билет из Катманду до Дели покупался в Москве, то обязательно за 3 дня до вылета из Катманду, нужно пойти в центральный офис непальских авиалиний и там отметить билет. Они ставят штамп: «Ты летишь!».

7.      Такси лучше брать prepay это надежнее и стоит не намного дороже.

Ездить и смотреть дешевле самим, чем через тур агентство. Брать такси и ехать, хоть в Дели. Наш водитель в Дели на шуточный вопрос, может ли он нас встретить в Катманду, сказал: «Дайте мне 12 часов, и я вас встречу».